Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации/

16.09.2019
Автор: Преображенский
Комментарии:
Просмотров: 10395

Ирина Николаевна Шелехова

директор ГБОУ ДОД ДДТ "Преображенский"

Центральный район

Санкт-Петербурга

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования, роль которых в настоящее время существенно возрастает.

Итак, какое же  дополнительное образование мы строим?  Какая образовательная система сегодня и завтра будет востребована?

Рассуждая об этом, прежде, имеет смысл уточнить ключевое понятие. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок.

Интеграция  общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду, максимально предоставить свои услуги  школьнику, а также эффективно реализовать образовательный потенциал учреждений и личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Дополнительное образование включает в себя три сферы: предметные знания, новые средства обучения, мотивация образовательной деятельности.

По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться и как самостоятельное.

Безусловно,  дополнительное образование имеет свою специфику, которая связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым (праздники, конкурсы, фестивали). В школах Центрального района  это позволяет содержательно, на более высоком уровне организовать досуг и занятость учащихся.

Главное отличие учреждений дополнительного образования от общеобразовательных учреждений в том, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания. Все программы дополнительного образования следуют интересам ребенка, а школа часто вынуждена оставаться в рамках программы ФГОС. Например, в нашем учреждении с 2013 года педагогами натуралистического отдела  разработана и внедряется  программа  «Дорогою  добра» по социальной адаптации  детей с ограниченными возможностями.  Этот долгосрочный проект был организован по инициативе родителей и детей клуба юннатов и школой – интернатом №1 им. Константина Карловича Грота Красногвардейского района для слабослышащих детей.

Новые стандарты ставят перед образовательными учреждениями широкий комплекс поисково-исследовательских задач. Одна из этих задач - создание благоприятных условий для эффективного формирования у учащихся ключевой компетенции - умению учиться на протяжении всей жизни. В этой связи существенно возрастает роль и значение системы дополнительного образования детей, где образовательный процесс обеспечивается средствами самых разнообразных видов творческой деятельности. Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, совершенствуют коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект. В нашем учреждении в рамках реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется проект создания Дневника Победы «Россия в солдатской шинели». Цель: активное включение учащихся в творческую, поисковую и исследовательскую работу.

Сейчас мы должны уметь отделять внеурочную деятельность от дополнительной.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Однако, перед работниками учреждений системы дополнительного образования детей, в соответствии с новыми требованиями государственного стандарта, встают и другие  сложные вопросы:

  • как сохранить уникальность сложившейся системы дополнительного образования в условиях активного расширения ОДОДов?
  • как определить наиболее продуктивные механизмы сотрудничества общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детейв процессе реализации ФГОС общего образования?
  • в чем заключается специфика рабочей программы внеурочной деятельности, и каковы ее отличия от существующей дополнительной образовательной программы?
  • как избежать перегрузок обучающихся при планируемом интенсивном включении дополнительных видов творческой работы в условиях внеурочной деятельности?
  • каковы  актуальные аспекты реализации моделей сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ?

Эти и многие другие актуальные вопросы мы будем анализировать  и осмысливать на нашей конференции.

Главным вопросом конференции является поиск стратегических путей повышения эффективности современной системы дополнительного образования детей в процессе реализации  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

  Именно этому вопросу было посвящено первое заседание межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей в Министерстве образования и науки Российской Федерации, состоявшееся в начале 2014г.

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов сказал: «Фактически, система дополнительного образования для нас является инновационной площадкой для отработки образовательных, воспитательных моделей и технологий будущего».

Нам очень важно модернизировать существующую систему, сделать ее интересной и современной по содержанию, обновить инфраструктуру дополнительного образования так, чтобы исчезли межведомственные барьеры для ребенка.

Перед учреждениями дополнительного образования стоит важная задача: в течение нескольких лет серьезно увеличить число обучающихся.

Нужно отметить, что в нашем районе 14 ОДОДов, охватывающих 5590 учащихся, 3 учреждения дополнительного образования, в которых занимается более 11000 детей, в образовательных учреждениях района 672 объединения по различным направленностям, в которых занимаются 14000 человек.

В настоящее время авторским коллективом «Федерального института развития образования» разрабатывается концепция дополнительного образования детей.

В Концепции будут определены базовые принципы совершенствования системы дополнительного образования детей, обеспечение доступности услуг дополнительного образования для всех групп детей, в том числе для детей, требующих особого внимания государства и общества. В конце июня 2014 года данная концепция будет внесена на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Дополнительное образование детей сегодня – часть образовательной системы Российской Федерации, требующей  внимания, не меньшего, чем дошкольное, общее или профессиональное образование.

Учреждения дополнительного образования детей называют «территорией успеха», «пространством детского благополучия», «страной добра и творчества». За этими красивыми словами кроется огромный труд педагогов дополнительного образования и понимание его необходимости на благо будущих поколений.

Комментари